body-bg

Stevsky.ru Путешествия Азия Такие разные страны - Китай и Россия на контрасте

Такие разные страны - Китай и Россия на контрасте

trainЛучше всего видна разница между странами и городами, когда возвращаешься назад. Все отличия бросаются в глаза и прямо разъедают сознание своей очевидностью. Я только что вернулся из Шеньчженя, приехал сначала в Москву, а потом сразу в Санкт-Петербург. И просто не могу не рассказать об этих отличиях. Это важно, почитайте.

Поезда в Китае и России 

Скоростной поезд Шеньчжень - Гуанчжоу выше всяких похвал: билет стоит 600 рублей (я уже перевел, чтобы вам не мучаться с курсом юаня), зато расстояние в 200 километров он преодолевает всего за 40 минут, потому как мчится со скоростью 300кмч и делает всего одну остановку. Поезда отправляются каждые 15 минут как с Луоху (там чуть дольше ехать), так и с северного вокзала Shenzhen bei. Покупка билета, ожидание и посадка занимают от силы полчаса. Пассажиропоток организован, везде лифты и эскалаторы,  все табло и обозначения понятны, номера вагонов указаны на перроне. Вагоны сидячие, туалет большой и комфортный, есть бойлер с горячей водой, разносят платные напитки и закуски, убирают. В поезде и на вокзале есть вайфай. Несется поезд абсолютно бесшумно, внутри тоже никто особо не галдит, не бродит по вагону, музыку громко не включает. Культурно все. 

 

Российский поезд Москва - Санкт-Петербург. Билет нужно покупать за два месяца, иначе просто пролетаешь. Если опоздал на день, то весь плацкарт уже куплен и остаются только сидячие места. Ну что-ж, зато сравнение более точное... Поезд едет 650 километров за 9 часов. Флагманская скорость - 100кмч, при подъезде к городу снижается до 40 или состав просто стоит. Стоимость билета 900 рублей взрослый, 450 детский. Кресла древние, чтобы вам было понятно насколько, у них откидной столик ЖЕЛЕЗНЫЙ и ржавый. Железный, Карл! Сортир жуткий, кто хоть раз ездил на российских поездах, знает. За последние 15 лет ничего не поменялось. Сам поезд - это длинная вереница квадратных вагонов, движимых электровозом. Ладно хоть не на угле ездит...

train2

Курский вокзал, с которого была отправка (какого хрена курский, почему не ленинградский?) - тоже место, которое сложно назвать приятным. Народу дохрена, места мало, информационные табло не очевидные. То, что проход к поездам дальнего следования с нижнего этажа, написано лишь раз в середине зала. Указатели туалета надо искать. Табло отправления легко перепутать с табло прибытия, номер платформы с номером пути, где какой вагон остановится - извечная проблема, порождающая бешеную толкотню на узком темном перроне по прибытию поезда. Везде лестницы, нет ни эскалаторов, ни лифтов, ни даже сраных пандусов, по которым можно было бы катить тяжелый чемодан. Все тащат свой скарб на горбу. Удивительно, что на входе в вокзал не стояли брички с извозчиками, а по залу ожидания не ходили матерящиеся гусары... 

Стоит ли уже упоминать, что в поезде нет кондиционера и проблема "жарко" решается открытием окна напротив сортира, а "холодно" - его закрытием? 

Можно сказать, что раз не нравится - езди на сапсане. Но сапсан обходится безбожно дорого, едет 4 часа и тоже не слишком то комфортен. Проще тогда на самолете долететь, цена та же или ниже. 

Метро в Китае и России - как устроено, сколько стоит

Ох, сколько нехороших слов мне теперь хочется сказать о нашем метрополитене... На его примере технологическая отсталость видна лучше всего и это порождает настоящую душевную боль. Не хочу обсуждать, почему у нас так и как можно было иначе, отложу эту полемику на следующий раз, а опишу лишь различия. 

Начнем задолго до входа в метро - с какого-нибудь подземного торгового центра на перекрестке. Об этих гигантских торгово-развлекательных городах, способных вместить население целого района вообще отдельный разговор, но тоже потом. Из торгового центра всегда есть выход в метро. Не вверх на улицу, а потом вниз в подземку, а сразу. И выход этот обозначен не по факту (вот он выход, просим), а задолго до него: указатели встречаются еще со входа в ТЦ. Вы точно знаете, что где-то там будет метро. Получается, что входы в метро могут находиться даже за километр от станции, а столбы с обозначениями наверху стоят на каждом перекрестке в радиусе двух кварталов от станции и указывают направление, где ближайший вход. На карте Baidu (не на Гугл картах, они в Китае очень неточные) есть указание всех выходов с их буквенными обозначениями. Схема либо спутниковая карта висят и на станциях, наверху. Там же есть подробный перечень выходов и куда они ведут. Все дублируется на английском. 

В Москве и Питере о расположении метро нужно знать заранее, иначе ты никогда не найдёшь его. Станции спрятаны во дворах, под землёй или в торговых центрах (новые), но заранее нет никаких обозначений. Турист может просто пройти мимо. Даже зная, что метро находится в этом ТЦ, можно долго бродить вокруг в поисках входа. Указателей нет, вход неочевиден, из самого ТЦ бывает прохода и нет, нужно выйти на улицу и зайти снова. Нужно спрашивать. В Москве это процедура может оказаться особо унизительной, так как на вас будут смотреть как на имбецила. В Питере проще, но опять же только для русских. Иностранному туристу вряд ли помогут, даже на английском языке, что уж говорить про китайский или любой другой. Если пользоваться онлайн картами, то на них можно найти выходы, но опять же: они не пронумерованы, никаких обозначений не имеют и вообще непонятно, к какой именно станции метро относятся. Сам неоднократно стоял на Московской в задумчивости - а куда же мне надо, налево или направо, чтобы выйти к макдаку?

Сравнение метро в Китае (Гуанчжоу, Шеньчжень) и России (Москва, Санкт-Петербург)

Само метро в Китае очень стандартное: станции выглядят похоже, никаких архитектурных изысков в них нет, но зато функциональность поднята на космический уровень. Вход на станцию всегда имеет эскалатор и лифт. Вам никогда не придется тащить на себе тяжелый чемодан, а инвалид в кресле может свободно перемещаться по всему городу без посторонней помощи. Безопасность в метро включает обязательный проход всех сумок через рентген, но даже в час пик это почему-то не вызывает столпотворения: положил на ленту - просветили багаж - снял с ленты, всё очень быстро. Дополнительно стоят люди с портативными металлоискателями и небольшие сумки, не попавшие в рентген, проверяют отдельно. Всё молча, ненавязчиво, предельно вежливо. Один единственный раз меня попросили достать из сумки воду, где-то быстро просветили её и отдали. Метро очень просторное: станции длинные, широкие, имеют несколько спусков из вестибюля, который находится прямо наверху. Переходы огромные, по размерам напоминают городскую площадь с кучей лифтов, эскалаторов, указателей. За три недели пребывания я ни разу не видел непроходимых пробок. Даже если народу очень много, система справляется с потоком. 

metro1

В каждом вестибюле есть туалет. Есть лотки с едой и напитками. Много автоматов по продаже билетов, но они не так часто востребованы, потому что все с карточками. Нередко пути движения ограничены перилами, чтобы направлять пассажиропоток и не допускать его пересечения. Это удобно и грамотно. В редких местах, где переход сделан лестницей, а не эскалатором, обязательно есть дублирующий лифт. На станциях и в вестибюле всегда есть дежурный и не один, которого можно спросить что где. Увы, английским не владеет, но может отвести к схемам или к будке information. 

Что в Питере и Москве? Станции очень старые, построены в те годы, когда про инвалидов особо и не думали, а чемоданы привыкли таскать на себе. Везде ступени: на входе и в переходах между станциями, нет ни лифтов, ни аккуратных спусков. Безопасность обеспечивается постоянно пищащими рамками (народ проходит с сумками, у всех там мобильники, ноутбуки, прочие железяки) и одним-двумя отвернувшимися охранниками, помирающими со скуки. И это в Питере, где совсем недавно был теракт! Да, время от времени они кого-то останавливают. Я видел, как тормознули парня с большим рюкзаком и повели в сторонку проверять. Но это капля в море! Они не проверяют металлоискателями, не просвечивают сумки, они просто визуально выискивают подозрительные лица. 

Метро узкое. Оно не рассчитано на тот пассажиропоток, который идёт ежедневно. Станции очень маленькие, вход один, редко два, обычно только если станция пересадочная. Узкие места на каждом шагу, в час пик просто жесть. Толчея может начинаться ещё со входа на станцию. Потом - у касс и автоматов по продаже жетонов (в Москве - карточек), потом - на эскалатор, на самой станции, на перроне перед приходящим поездом, на переходе, да везде! Обозачений мало, далеко не всё дублируется на английском. Без знания русского - пропадёшь. Помню, как пожилая французская пара несколько минут беспомощно изучала схему метро в надежде отыскать свой отель и как до него добраться. Помог им тогда, на английском + жесты объяснив до какой станции и с какой пересадкой им нужно ехать. Спросить не у кого. Будки контроля турникетов справок не дают. Бабки внизу эскалатора - тоже. Мента на станции внизу лучше вообще не спрашивать. Если представить себе не говорящего на русском иностранца, попавшего в метро, то это настоящий кошмар!

Поезда метро в Китае и стоимость проезда

Ещё два слова о поездах и ценах на проезд. В китайском метрополитене ходят новые составы: широкие, светлые вагоны с обилием информационных табло внутри. Над дверью горит светодиодная полоса с лампочками станций, показывающая где вы и сколько ещё ехать. На экране написано какая станция следующая, текущая и предыдущая. Голос объявляет станции на трёх языках: китайском, кантонском, английском. Всё понятно и повторяется по несколько раз. Я ни разу не проехал. Прибывающий поезд отгорожен от перрона стеклом: это и безопасно, и шума намного меньше, и проще кондиционировать. К слову о кондиционировании: в поездах иногда бывает прохладно, но совсем замёрзнуть не дадут. Сверху стекла нарисована вся ветка, подписаны станции и переходы, указано направление движения поезда. Висят мониторы, где указано через сколько минут следующий поезд и до какой станции. На полу стрелочки в вагон - из вагона - в сторону выхода со станции.

metro4

 

metro3

Стоимость проезда зависит от длительности поездки. Если берёшь жетон, то нужно сразу указать, до какой станции едешь. Если у тебя карточка, то всё ещё проще: на выходе с карты снимается оплата в соответствии с расстоянием. Карточка выгоднее, но за саму карточку нужно немало заплатить.

Первый поезд метро, попавшийся мне в Москве, был древним. Замшелые округлые вагоны, которые в Питере ходили последний раз лет двадцать назад. Тусклый жёлтый свет, полное отсутствие электроники. Портал на сорок лет в прошлое. Да, позже видел и более современные составы, и совсем новые, с зелёной светодиодной подсветкой дверей, но одного этого мамонта уже достаточно. Обозначения за редким исключением на английский не дублируются. Звуковое оповещение только на русском. Вместо записи иногда включается машинист и едва понятно объявляет станции. Никаких индикаторов где ты сейчас едешь нет. Точки над дверью видел в московском поезде всего раз, в Питере о таком даже не слышали.

Оплата фиксированная: одна поездка - 55 рублей в Москве, 45 рублей в Питере. Можете проехать одну станцию или целый день тусить в метро, цена не меняется. Если ты не постоянно в городе (турист или проездом) и тебе не нужна карточка, то в Питере ты покупаешь жетоны. И бросаешь их в щель турникета. Как делали 60 лет назад в Питере и 80 лет назад в Москве. Ничего не поменялось...

Контингент пассажиров и водителей в Китайском и Российском транспорте

Буквально два слова о людях, что ездят в метро. Китай по менталитету намного ближе к нам, чем Европа. Люди не улыбаются почём зря, не лицемерят лишний раз и не строят из себя не пойми что. За всё время поездки я не встретил ни одного фрика. Серьги, кольца, яркий хаер, гады с железными подошвами - всё это есть в европе и даже иногда встречается в России, и всего этого в Китае нет. Обычные занятые лица, в основном уткнувшиеся в смартфоны. Читают, переписываются, играют, смотрят видео, изредка разговаривают. Если компашка - могут вполголоса переговариваться. Не кричат, не ссорятся, не ржут в голос, не устраивают разборок, не поют (испанская тема), не матерятся (российская тема), иногда только слушают свой мобильник без наушников. Часто уступают место: им об этом постоянно напоминают как на картинках, так и в аудиооповещениях. Если кто-то нуждается в месте, но по нему непонятно - может попросить и ему сразу уступят. Единственный косяк - не научились пропускать выходящих из вагона и прутся напролом. Пытаются лечить, но пока не получилось: народу много, боятся не успеть войти/выйти. 

 

metro5

Общий внешний вид - аккуратный, чистый. Мужчины в рубашках, брюках, футболках, джинсах, иногда шортах. Женщины обычно в строгом, юбки и платья встречаются редко, но чаще в туфлях, нежели чем в кроссовках. Цветовая гамма очень широкая, но больше светлая: белый, серый, жёлтый, розовый, синий. Я сейчас поясню почему так подробно расписываю. Потому что в России вагон метро - это похоронная процессия. Люди не то что не улыбаются, они настолько сурово отрешённые, что смерть близкого - это самое слабое предположение почему они так выглядят. Все в чёрном. Все, даже дети. Тут неудобно даже попросить уступить место, если надо: ясно видно, что этому человеку, раздавленному грузом проблем, оно нужнее. И этот тяжёлый взгляд, который холоднее жидкого азота, с ним очень не хочется сталкиваться. Лучше бы они смотрели в телефоны... Компашка из двух и более человек может громко переговариваться (шумно же, надо громче говорить), при этом без особого стеснения используя матерные обороты. Можно громко говорить по телефону. Можно вполголоса ругаться. Но чаще люди просто молчат и смотрят. Не уткнувшись в телефон, не листая книгу. Они смотрят на рекламу, на схему метро, на других людей. Я никогда раньше не задумывался об этом, но мы всегда в метро смотрим на других людей. Поедаем их глазами. И на самом деле это жутко, просто мы все привыкли...

Почему я упомянул водителей? Да потому что когда возвращался в Питер и сел в первую маршрутку, там за рулём сидел не водитель, а какой-то чёрт из табакерки: исламская тюбетейка, огромная борода и ни слова по русски. Меня смутил его внешний вид, а представляете, какой шок для европейского туриста увидеть такое?



Новые материалы по этой тематике:
Старые материалы по этой тематике:

Обновлено ( 12.05.2017 20:57 )  

Цитата дня

Лучший друг тот, кто уже умер.

Габриэль Гарсия Маркес, "Сто лет одиночества"

CoreBook ru 250 300


Последние новости

Популярное

Google+