logo d51

Stevsky.ru

3 простых правила воспитания детей

vospitanie-detei

Воспитание детей 

Воспитание детей - задача сложная, объемная и очень ответственная. Многие это понимают, кто-то относится к этому процессу спустя рукава, а некоторым и вовсе наплевать, что вырастает из их спиногрыза. Однако все, даже те, кто уделяет воспитанию своего чада много времени, совершают ряд грубейших ошибок, проводящих к фатальным последствиям. Воспитанники вырастают с кучей комплексов и испытывают трудности в дальнейшей жизненной и профессиональной ориентации. Родители валят вину на учителей, что мол не научили, учителя пеняют родителям, что плохо воспитали, а дети идут работать в макдональдс или связной, полностью дизориентированные и слегка надломленные этим незавидным началом. А всего-то стоило знать три простых правила!

Правило 1: Ребёнок до 3 лет не воспринимает частицу НЕ и другие мелкие элементы речи

 

 

Это обосновано особенностями развития речевого аппарата и мозга. Он не успевает обрабатывать весь поток информации и улавливает лишь суть, заключенную в последовательности знакомых длинных слов. Примерно так же, как мы слышим малознакомую иностранную речь и улавливаем лишь изученные ранее слова, также, как воспринимаем рекламу, где говорят про КРЕДИТ НА ВЫГОДНЫХ УСЛОВИЯХ, а сами условия мы уже не слышим. Ребенок не слышит частицу НЕ.
Представьте, как искажаются простейшие фразы, произносимые родителями ежедневно:
НЕ балуйся превращается в призыв Балуйся!
НЕ ешь с пола становится указанием есть с пола
А любимое всеми НЕ кричи несет обратный эффект: вы просите ребенка кричать.

Как же поступать? Как объяснить ребенку, что вы от него хотите? Довольно просто: надо научиться излагать мысли без отрицательных частиц!
Не кричи превращается в просьбу Говори тише, Не ешь с пола - в просьбу Ешь за столом, а излюбленное Не балуйся можно заменить десятком фраз полезного свойства: от Сиди ровно до Посмотри, какое красивое небо за окном! Не важно, что вы предложите взамен баловству, но говорить Не балуйся не стоит в любом случае! Так вы говорите ребенку чего-то не делать, но не предлагаете занятия взамен, и он, не зная чем заняться, может придумать что-то еще более непотребное...


Правило 2: Программирование будущих событий - дети от года и до старости

Вы даже не представляете, как часто вы программируете своего ребенка на совершение каких-либо действий в будущем! Каждый день, каждый час, каждую минуту! Вы можете этого не осознавать, но он воспринимает все полностью и откладывает ваши приказы в подсознание. Увы, большая часть этих приказов носят негативный характер.


Примеры:
Упадёшь! - самый распространенный приказ маленьким детям. Родитель боится, что ребенок свалится с только что взятой высоты и что-нибудь себе повредит, поэтому громко выдаёт предупреждение, думая, что все сделал правильно. Ребенок же получает подсознательное ожидание падения, страх высоты и кошмары с падением на ночь. Более того, так или иначе он за эту прогулку упадет: мозг ведь получил приказ, значит будет выполнять...
Не лезь в лужу - испачкаешься!
Ребёнок не слышит частицу НЕ, помните? А тут ещё и четкое указание пачкаться. Лезь в лужу - испачкаешься, слышит он и с радостью выполняет требование, а потом искренне не понимает, за что его наказывают: ведь всё сделал как просили!
Ты что, дурак? Ты что таких простых вещей не понимаешь?
Эта сентенция чаще звучит уже в школьном периоде и может варьироваться в широких пределах от Вечно у тебя проблемы с математикой до Ну ты разгильдяй, совсем не хочешь учиться, одни игры на уме!
И ребёнок, будь он младшего дошкольного возраста или подростком пуберантного периода, получает четкие указания: быть дураком, не понимать простых вещей, иметь проблемы с математикой, быть разгильдяем, совсем не хотеть учиться и думать только об играх. Напомню, это все идет на уровне подсознания и крайне трудно регулируется сознательно. То есть даже повзрослевший ребенок будет понимать, что нужно хорошо учиться и меньше играть в компьютер, но ХОТЕТЬ он будет прямо противоположное, неосознанно следуя данным ещё в детстве приказам. И чем чаще вы его корили за что-то, тем дольше оно будет руководить им в жизни.

Как же поступать правильно? Какие слова не приведут к таким разрушительным последствиям?

Нужно хвалить за любую мелочь. Говорить, что это важное достижение и ваш ребенок молодец! А за неудачи никогда не наказывать и не порицать: вы даже не представляете, как эмоционально переживает любой мелкий провал неокрепшая детская психика! Ваша задача - подбодрить, вселить уверенность, помочь в решении сложной задачи, найти позитив даже в полном провале и указать его ребенку.

Например:
Ты что, дурак? Ты что таких простых вещей не понимаешь? - Наверное, эти вещи действительно не так просты, как я думал. Но когда ты их освоишь, они покажутся тебе совсем лёгкими!

Вечно у тебя проблемы с математикой! - Математика тяжёлый предмет, но его знание очень пригодится в жизни! Нужно прилагать больше усилий к её изучению

Ну ты разгильдяй, совсем не хочешь учиться, одни игры на уме! - Ты добился хороших успехов в своих виртуальных мирах, чтобы соответствовать им, добивайся таких же успехов в реальности, например в учебе!

Да, это сложно. Получаться будет не сразу. Но если вы будете хотя бы знать, что такое программирование психики, со временем вы научитесь делать это правильно! Я, зная то, что знаю, тоже далеко не всегда успеваю подготовить правильную фразу для своего ребенка, иногда проскакивают вредные "программы", время от времени я забываю про невосприимчивость к частице НЕ и иногда, в запарке, даю не самые лучшие команды. Но вы бы слышали, как общаются с ребёнком бабушки, воспитатели в детсадах и многие родители: их речь почти на 100% состоит из неверных команд, окриков и травмирующих психику замечаний. У меня волосы встают дыбом, когда я представляю, что может вырасти из такого ребёнка. Затюканный, безвольный, бесхарактерный, инфантильный, не способный принимать решения, ограничивающий себя в познаниях и уверенный, что ничего не сможет добиться в жизни. И всё это проистекает из казалось бы вполне вменяемых родительских наставлений, предупреждений, укоров. Просто сказанных в неправильной форме. Совсем не нужно быть опытным детским психологом, чтобы усвоить это простое правило. Попробуйте - и вы увидите результаты уже в течение месяца! И вы поразитесь, какие они будут через пару лет!


Правило 3: Положительная мотивация

 

Крупные компании занимаются мотивацией своих сотрудников на высоком профессиональном уровне. И это даёт заметные результаты в их работе, повышает лояльность, положительно влияет на управляемость персонала. В отношении детей также требуется мотивация. Может, не столь профессиональная, но чем больше вы будете уделять времени этому процессу, тем лучше вам обоим: и ребёнку, и родителям! И самое главное правило здесь заключается в том, что мотивация должна быть ТОЛЬКО положительной.

Примеры отрицательной мотивации мы слышим ежедневно и по много раз:
Если ты не прекратишь, я тебя выпорю!
Ещё раз залезешь туда и будешь наказан!
Сколько раз тебе говорить, не делай так, а то я тебя в угол поставлю!

Пожалуйста, вычеркните эти фразы из своего воспитательного инструментария! Ими вы не только не добиваетесь результата (что, наверняка, уже могли заметить), но ещё наносите непоправимый вред психике своего ребёнка, так как учите его страдать и подчиняться. В более взрослом периоде влияние уже становится не таким сильным, хотя тоже несёт разрушительное воздействие, а в младшем возрасте (лет до пяти, я полагаю) эти фразы просто ужасны. Почему? Потому что мозг ребёнка пока ещё недостаточно развит, чтобы адекватно воспринимать условные предложения. Он не может воспринять цепочку взаимосвязей "если - то" и "когда - тогда". Добавляем сюда невосприимчивость к частице НЕ и получаем следующие убийцы мотивации:
Прекратишь - Выпорю! - слышит ребёнок и осознаёт, что выпорят его в любом случае - прекратит он действие или не прекратит.
Залезешь - Будешь наказан! - снова непонятно, лезть или не лезть, наказание уже обещано.
Делай так - поставлю в угол! - угол неизбежен, буду делать.

Дети младшего возраста (до 3 лет) также ещё не всегда верно интерпретируют вопросительные слова "Зачем", "Почему" и "Какого хрена", которыми любят сопровождать речь их родители. Поэтому фразы типа "Почему ты такой непослушный?" они чаще понимают не как вопрос, а как утверждение и, опять же, приказ: Ты непослушный, Будь непослушным. Повторяемый ежедневно, этот приказ всё прочнее встраивается в детскую систему мира и уже в сознательном возрасте, когда ребёнок слышит "Ты всегда был таким непослушным", он продолжает подсознательно соответствовать заявленному. Если вы не хотите получить непослушного, капризного, замкнутого, трусливого и т.д. по списку ребёнка, то научитесь положительной мотивации.

На первом этапе достаточно просто превращать условные фразы в безусловные.

Например, вместо
Если ты не прекратишь, я тебя выпорю! - Прекрати пожалуйста, и я скажу тебе что-то интересное!
Ещё раз залезешь туда и будешь наказан! - Лазать туда опасно, пожалуйста, играй на малой высоте!
Сколько раз тебе говорить, не делай так, а то я тебя в угол поставлю! - Я ещё раз хочу сказать тебе, что так делать нехорошо. Делай иначе (описание, как делать) и получишь конфету после ужина!

Примеры, конечно, примитивны, однако позволяют понять общий ход мысли:

 

 

- использовать прямые указатели
- вместо обещания наказания за нежелательное действие обещать поощрение за желательное
- не использовать частицы НЕ, сложные условные построения "если - то", "когда - тогда" и другие, упрощать речь до команд

На втором этапе нужно научиться мотивировать его на те действия, что вам необходимы. В идеале - проработать многоуровневую систему мотивации, как в HR-отделах крупных компаний, но на деле подойдёт и ряд довольно простых методов:

  • Отмечайте любые мелкие достижения, хвалите за них ребёнка
  • Постарайтесь отмечать не только наличие достижений, но и отсутствие провалов. Например, "сегодня ты не допустил ни одной ошибки в домашнем задании"
  • Назначьте награду за желаемые действия: Сьешь весь обед - получишь пряник; Сделаешь всё домашнее задание - сходишь погулять; Закончишь четверть без троек - Сходим в зоопарк и т.д. Назначив награду, не забывайте её выплачивать! Не обещайте невыполнимого, думая, что ребёнок точно не справится. Вы даже не представляете себе силу положительной мотивации!!!
  • За мелкие достижения назначайте виртуальную награду - отметки на холодильнике, картонные звёздочки, устные баллы и т.д. Вынес мусор - заработал звёздочку. Помыл посуду - получил два балла в копилку. Потом обменивайте звёздочки и баллы на реальные призы - шоколадки, интересные поездки, походы в кино. Пусть ребёнок "копит" полезные дела, зарабатывая на что-то стоящее. Вы же всё равно поведёте его в кино, так пусть этот поход мотивирует его на выполнение необходимых задач!
  • Формируйте систему мотивации вокруг какой-то цели или списка целей. Пусть вершиной всего будет суперприз! Им может стать новый планшет или смартфон, летняя поездка на море, запись на секцию карате (или макраме для девочек) или любое другое желанное событие или предмет.

Я не утверждаю, что наказания должны отсутствовать полностью, но наказание в виде лишении премии (приза) или его отсрочки - намного более эффективно, так как не содержит отрицательной мотивации и ведёт к тому, что ребёнок ещё более усердно борется за приз.


Эти три простых правила помогут сделать воспитание ребёнка более эффективным и снизить вероятность психических травм, которые мы по незнанию причинаем своим детям. Берегите не только их физическое здоровье, но и психическое тоже! На вас же потом и отразится!



Новые материалы по этой тематике:
Старые материалы по этой тематике:

Обновлено ( 01.11.2014 16:49 )  
Google+